Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе, привить практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами.
Оборудование: игрушечная газовая плита, утюг, оборудование для тушения пожара (покрывала, резиновые перчатки, лейка), сигнальные фонарики. Карточки с правилами, магнитофон.
Оформление: плакаты о работе пожарных, о сказке «Кошкин дом»,
«Гуси-лебеди», индивидуальные правила.
Ход занятия:
1.Повторение изученного.
Сегодня у нас с вами очередной урок по основам безопасности жизнедеятельности человека. Какая опасность может угрожать человеку? Какие могут возникнуть чрезвычайные ситуации? (сель, землетрясения, лавины, оползни, пожары, наводнения) А какие опасности существуют для жителей нашего города? Почему?
2. Сообщение темы урока.
Сегодня мы поговорим с вами об одной такой ситуации. Тему урока будем открывать по одному слову, после выполнения заданий. Первое – отгадайте загадку:
Отец горяч и красен, бывает он опасен.
Накормишь – живет, напоишь – умрет.
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов – а кусает. Что это? (Огонь)
3. Огонь- давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Каких? (Опор на картинку из сказки
«Гуси-лебеди», где печка обогревает, пирожки печет, освещает).
А теперь, обобщая ваши ответы, послушаем ваших товарищей:
1)А без доброго огня обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак
Он приветливое пламя поднимает будто флаг.
2) Всем огонь хороший нужен. И за то ему почет.
Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.
(Открывается второе слово – друг)
3) Но если с ним не дружить, он может превратиться в жестокого… (Открывается листок 2 с названием темы урока: врага)
Чаще всего дома вызывают пожары: печи, утюги, телевизор и газовые плиты) Чем же опасна газовая плита? Об этом готовили свое домашнее задание ребята 1 ряда. Послушаем их.
1 ряд.
1.Утечка газа приводит к беде.
2. Газ ______________________.
3. Пользоваться газом можно, когда комната проветривается.
4. Запрещается использовать газ для обогрева.
5. При зажигании газа надо сначала поднести горящую спичку к горелке, а потом открыть кран.
6.При запахе газа позвоните в газовую службу. А какой телефон?
(Учащиеся поднимают сигнальные карточки с телефоном)
Молодцы, ребята. Обобщая все, что рассказали ребята 1 ряда, послушайте и запомните 4 важных «не». (Открывается доска с правилами).
Учитель читает их.
-не ремонтируйте газовые приборы самостоятельно
- не привязывайте к газовым трубам бельевых веревок
- не исправляйте сами дефекты газопроводных труб
- не оставляйте без присмотра работающие газовые приборы.
А если загорелся телевизор? Что делать? Об этом нам расскажут учащиеся 2 ряда.
2 ряд.
1. Телевизор надо сразу отключить от сети.
2. На него надо набросить плотную ткань или одеяло.
3. Тушить водой через верхнее отверстие задней стенки.
А как вести себя если загорелся утюг? Это домашнее задание 3 ряда.
3 ряд.
1. Отключить утюг от электричества.
2. Отключать лучше в резиновой перчатке, если она есть.
3. Набросить на него плотную ткань.
4. И только потом бежать за водой.
5. Сообщить в пожарную часть. По какому телефону?
6.Игровая ситуация.
Кто правильно потушит предметы?
7. Пожар может начаться не только в квартире, но и в классе.
Что может привести к пожару?
Тили-тили-тили бом,
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Что кошка сделала неправильно. (Открыла окна и двери, не сообщила пожарным, не отключила электроприборы, не затушила печь, создала панику) Молодцы, правильно!
Итак, мы раскрыли тему нашего урока «Огонь – друг и враг» и смогли доказать свои слова.
А теперь у вас на парте лежит белый листок. Поверните его и положите перед собой. Я вам прочитаю, а вы следите.
ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ:
(учитель читает)
8. Но у огня есть брат, который приносит человеку больше
вреда. Кто он? Для этого послушайте и отгадайте загадку.
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой
Над пожаром, пароходом,
Не бывает без огня. (Дым)